Программа Развития МКДОУ д/с № 34
Актуальность разработки программы развития ДОУ д/с № 34 обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны.
Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого - педагогического сопровождения каждого воспитанника.
Современное образовательное учреждение должно не только соответствовать постоянно изменяющимся условиям внешней среды, поддерживая свою конкурентоспособность, но и взаимодействовать с ней, используя образовательно-оздоровительный потенциал социума, привлекая к мероприятиям ДОУ широкие слои заинтересованного населения.
Программа является стратегической основой действий руководителя и педагогического коллектива, выступает в качестве перспективного этапа работы учреждения в режиме развития. С помощью программы коллектив реализует свою специфическую модель развития, учитывающую реальную обстановку и условия, выполняющую определенный социальный заказ, обеспечивающую конкретную результативность.
Цель написания программы - обеспечение работы МКДОУ д/с № 34 в режиме непрерывного развития направленного на целостное и разностороннее развитие воспитанников. Содержание программы опирается на актуальный уровень развития учреждения, потенциальные возможности коллектива и администрации, воспитанников и родителей. Программа представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития воспитанников и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований воспитательно-образовательной системы, основные планируемые конечные результаты. Современные ориентиры модернизации системы российского образования – доступность, качество, эффективность – предъявляют повышенные требования к дошкольным учреждениям. Оптимизация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности ДОУ и выражающихся в их переходе на качественно новый этап.
Паспорт Программы Развития
МКДОУ д/с № 34
на 2014-2017 годы
1 |
Наименование программы |
«Программа развития муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 34 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития детей » |
2 |
Основания для разработки Программы |
• Конституция Российской Федерации;
• Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751);
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.02.2008 г. № 1662-р);
• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 04.02.2010 г. ПР-271;
• План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 г. № 1507-р);
• Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 07.02.2012 г. № 163-р);
• Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 07.02.2012 г. №61);
• Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761);
• Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3;
• План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утверждён Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 г. № 2620-р);
• План-график выполнения задач в сфере образования и науки, определённый указами Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
• План мероприятий («дорожная карта») изменений в системе образования Новосибирской области, направленных на повышение эффективности и качества (утвержден Распоряжением Правительства НСО от 23.04.2013 г. № 192-рп);
• Стратегия действий в интересах детей города Новосибирска на 2013-2017 годы.
|
3 |
Заказчик Программы |
Учредитель ДОУ – Управление образования Мэрии г. Новосибирска, Администрация МКДОУ д/с № 34 |
4 |
Основные разработчики Программы |
Заведующая ДОУ: Чернова Ольга Васильевна, высшей квалификационной категории;
Старший воспитатель : Пономарева Татьяна Сергеевна, первой квалификационной категории; |
5 |
Цель Программы |
создать в ДОУ пространство, обеспечивающее укрепление здоровья, разностороннее развитие ребёнка, соответствующие требованиям социального заказа государства и семьи.
|
6 |
Задачи Программы |
1) Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения с учетом индивидуальных особенностей дошкольников.
2) Внедрить комплекс оздоровительно – образовательных мероприятий направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
3) Обеспечить обновление предметно-развивающей среды ДОУ, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов
4) Повысить качество воспитательно-образовательного процесса, направленного на формирование интеллектуальных, личностных и физических качеств, общей культуры, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.
5) Усовершенствовать взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников посредством организации совместной эффективной деятельности и их участия в образовательном процессе.
6) Совершенствовать условия для развития и воспитания детей в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов. |
7 |
Сроки и этапы реализации Программы |
2014-2017 годы |
8 |
Исполнители Программы (подпрограмм, проектов и основных мероприятий) |
Администрация ОУ
Педагоги ОУ |
9 |
Объем и источники фининсирования |
Рациональное использование бюджета.
Спонсорская помощь, благотворительность.
|
10 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Для детского сада – повышение конкурентоспособности учреждения;
для детей – получение полноценного качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями каждого ребенка;
для педагогического коллектива – увеличение интереса к профессии и развитие профессиональной компетентности;
для семьи – сохранение здоровья ребенка и его разностороннее развитие; успешность при поступлении в школу;
для социума – реализация системы социального партнерства. |
11 |
Система организации контроля реализации Программы, периодичность отчета исполнителей, срок предоставления отчетных материалов |
комплексная система мониторинга качества образовательного процесса, |
В настоящее время актуальной проблемой развития учреждения является сохранение и укрепление здоровья воспитанников, социализация дошкольников. Решение данных задач предполагает проведение цикла мероприятий, который будет способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов, а вследствие, позволит увидеть положительную динамику показателей выполнения образовательной программы.
В качестве методологических подходов взяты:
·Системно-деятельностный
·Синергетический (синергия – сотрудничество, содружество)
·Коммуникативно-диалогический (способствующий формированию личности в процессе общения)
· Культурологический. Содержательный аспект системы – это культура личности.
· Личностно-ориентированный. Он, в сущности, определяет основу всей системы и является отправной ее точкой. Развитие личности не идет частями, а рассматривается в комплексе, с учетом природосообразных особенностей личности.
Ценности ДОУ :
·ребёнок, как уникальная развивающаяся личность;
· педагог, как личность, носитель образования;
· командная работа, как основа достижения целей и успеха;
· стремление к качеству и совершенству;
·культура организации, взаимоотношений;
·семья – как основная среда личностного развития ребёнка, сотрудничество с ней.
Принципы реализации основных концептуальных идей:
принцип гуманизации образования, включающий:
–принцип антропологического подхода к изучению личности каждого ребенка, предусматривающий изучение способностей, особенностей личности воспитанника и создание условий для его развития, сохранения и укрепления физического и психического здоровья;
– принцип индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивающий развитие интересов, склонностей и способностей детей;
принцип гуманитаризации образования, ориентированный на формирование личности, воспитание гражданских качеств, обучение современным формам общения, развитие способности осваивать информацию и принимать эффективные решения;
принцип демократизации системы образования, включающий принцип соблюдения неотъемлемых прав участников образовательного процесса;
принцип интеграции и координации включает в себя интегративность всех процессов образовательного пространства – обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, индивидуального и совместного пространства, детской и взрослой субкультуры, что обеспечивает уравновешенность и стабильность пространства. Интеграция обеспечивает взаимодействие как внутри элементов, входящих в учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении, так и между ними.
принцип современных подходов к организации образовательного процесса, развитие форм открытого образования на всех уровнях с учётом информатизации образовательной среды, современных технологий и форм образования;
? принцип содружества с наукой, включающий:
–принцип наукоориентированности жизнедеятельности дошкольного учреждения;
–принцип непрерывности образования.
? принцип деятельностной ориентации нацелен в первую очередь на оптимизацию взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса. Именно педагог вводит ребенка в активное экспериментирование в разных видах деятельности (Н.Н.Подъяков), ставя его в позицию преобразователя.
принцип педагогической компетентности с нашей точки зрения аккумулирует принципы коммуникации, параллельности, открытости, развития (соразвития, взаиморазвития и саморазвития). Данный принцип реализуется при:
— открытости сознания педагога для нового опыта и информации;
— личностной готовности к преобразованиям и личной заинтересованности в повышении качества обучения и воспитания детей;
— коммуникативной компетентности педагога.
Термин «коммуникативная компетентность» определяется, как «способность устанавливать необходимые социальные контакты». Культура речи, экспрессивность, содержательность высказываний педагога (которые и определяют его коммуникативную компетентность) способствуют воздействию на личность воспитанников.
принцип раскрытия личностного потенциала
В ходе социализации ребенка приучают проявлять не все спонтанно возникающие реакции, а те, которые положительно оцениваются педагогом или другим взрослым. Если педагог недостаточно компетентен, не ориентирован на усложнение деятельности ребенка, то личность воспитанника постепенно утрачивает непосредственность, инициативность, становясь стереотипной, теряя свою индивидуальность. Чтобы поддержать детское самовыражение, помочь ребенку преобразовать неосознанные потребности в значимые мотивы и цели деятельности, педагог должен уметь в ходе учебного взаимодействия гибко и грамотно осуществлять формирование самооценки у ребенка, а также его «Я-концепции».
Достижение стратегической цели, решение поставленных задач обеспечивается за счет мероприятий в рамках реализации следующих направлений:
? «Здоровый ребенок»;
? «Партнерство с родителями»
? «Взаимодействие с социумом»